Регистрация Войти

Мы и Мир  
   Главная    О проекте    Контакты    Регистрация    RSS
     


«    Январь 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031 


Август 2017 (1)
Июль 2017 (6)
Июнь 2017 (12)
Май 2017 (10)
Апрель 2017 (14)
Март 2017 (18)

Япония в Юго-Восточной Азии

Азия и Ближний Восток

японияСобытия последних двух месяцев подтверждают ранее отмечавшуюся всестороннюю активизацию Японии в Южно-Китайском море (ЮКМ) и в регионе Юго-Восточной Азии (ЮВА) в целом. Особая значимые для неё проблемы контроля над этим регионом отчётливо проявилась в ходе обоих мировых войн прошлого века.

Сегодня ЮКМ является ключевым и самым уязвимым звеном морского торгового маршрута, начинающегося в зоне Персидского залива и проходящего через Индийский океан. Обеспечение бесперебойного функционирования этого маршрута становится для Японии вопросом жизни и смерти.

Он особенно обострился после вывода из эксплуатации почти всех японских АЭС, следствием чего явилось повышение с 70% до 90% уровня зависимости энергетики страны от импорта углеводородов. Из них 90% ввозятся из зоны Персидского залива.

Однако на превалирующее влияние в ЮКМ и в ЮВА претендует Китай, который в Японии рассматривается в качестве главного источника потенциальных вызовов национальным интересам. Порядка 80% ареала ЮКМ КНР считает неотъемлемой частью своей территории в силу “исторических” причин.

Поэтому давно развивающаяся двусторонняя коллизия в Восточно-Китайском море вокруг островов Сенкаку/Дяоюйдао начинает распространяться на ЮКМ. Есть все основания полагать, что на этом процесс расширения пространства японо-китайского соперничества не остановится, и уже в ближайшие годы мы будем наблюдать его в Индийском океане.

До сих пор основным инструментом Японии в решении внешнеполитических проблем остаётся её третья в мире экономика и, в частности, комплекс программ оказания экономической помощи развивающимся странам Official Development Assistance (ODA), которые реализуются по линии Организации экономического сотрудничества.

В документах, регламентирующих оказание помощи в рамках ODA, прямо говорится об её использовании в целях решения проблем в сфере обеспечения безопасности и национальных интересов самой Японии. Представляется немаловажным отметить, что программа ODA реализуется по линии МИД страны.

Объём ежегодного финансового обеспечения японской ODA в последние годы находится на уровне 15 млрд долл. При этом регион ЮВА является одним из основных получателей японской экономической помощи.

Показательным примером её результатов стало открытие в апреле текущего года в Камбодже крайне важного моста через Меконг длиной свыше двух километров и стоимостью в 130 млн долл., построенного на средства японской ODA. Премьер-министр Камбоджи Хун Сен назвал завершение строительства этого моста проявлением “долгосрочной дружбы между Камбоджей и Японией”.

Аббревиатура ODA постоянно упоминалась в ходе очередного 7-го саммита в формате “Япония – страны Большого Меконга”, состоявшегося в Токио 4 июля 2015 г.

В объединение “Большой Меконг” входят пять стран (Вьетнам, Кмбоджа, Лаос, Мьянма и Таиланд), для которых всесторонняя эксплуатация великой реки региона ЮВА, а также поддержание экологической чистоты в её бассейне имеет жизненно важное значение.

Японо-китайская борьба за влияние на эту группу стран (а также на более широкое объединение АСЕАН, в которое все они входят) приобретает всё более отчётливый характер, несмотря на периодически проводимые двусторонние консультации с целью согласования усилий в странах “Большого Меконга”.

Площадкой для таких консультаций является “Японо-Китайский политический диалог в регионе Меконга”, пятое заседание которого состоялось в начале декабря 2014 г.

Поскольку пока японо-китайское соперничество выливается в соревнование в сфере количества и качества разного рода инфраструктурных проектов (типа упоминавшегося выше моста в Камбодже), которые предлагаются пятёрке стран “Большого Меконга”, то последние пытаются извлечь из неё собственную выгоду.

В конце декабря 2014 г. премьер-министр КНР Ли Кэцян принял активное участие в проведении очередного саммита стран-участниц этого объединения. В ходе заседания китайский премьер заявил о возможности финансирования различного рода проектов в странах пятёрки на общую сумму в 3 млрд долл.

Что касается саммита “Япония – страны Большого Меконга”, то он завершился принятием детально разработанной новой стратегии двусторонней кооперации на последующие три года. При этом констатируется “полный успех” предыдущей стратегии, принятой в 2012 г., в рамках которой Япония в рамках ODA выделила странам объединения порядка 6 млрд долл.

Страны “Большого Меконга” высоко оценивают роль Японии не только в плане помощи их экономическому развитию, но и в “укреплении стабильности” в ЮВА. В упомянутом документе выражается надежда, что Япония и далее будет столь же плодотворно взаимодействовать со странами региона.

Обоснованность этих надежд базируется, в частности, на очередном обязательстве Японии выделить странам “Большого Меконга” в последующие три года финансовую помощь по линии ODA на сумму около 6,1 млрд долл.

Из четырёх “краеугольных” направлений дальнейшего развития двусторонней кооперации обращает на себя внимание пункт “Координация с заинтересованными партнёрами”. В числе основных таких партнёров упоминаются Всемирный банк и “в особенности” контролируемый Японией Азиатский банк развития, тесно взаимодействующие между собой в регионе США и Япония, тот же “Японо-китайский политический диалог в регионе Меконга”.

Прошедший саммит в очередной раз продемонстрировал стремление большинства стран пятёрки занять политически нейтральную позицию в игре между обеими ведущим державами Азии и не усложнять себе процесс “доения” основных финансово-экономических доноров.

В частности, в итоговых документах отсутствует такая важная для всего “Большого Меконга” тема, как обострение ситуации в ЮКМ в связи с китайскими строительными работами на некоторых из расположенных здесь спорных островах.

Однако позиционирование Вьетнама в отношении политики КНР в регионе начинает заметно выделяться из общего относительно “нейтрального” фона пятёрки в целом.

Это, в частности, проявилось на том же саммите в Токио, когда на отдельной совместной пресс-конференции премьер-министров Вьетнама и Японии Синдзо Абэ заявил, что обе страны “разделяют серьёзные опасения относительно односторонних попыток изменить статус-кво”, сложившегося в ЮКМ. При этом, однако, он не назвал прямо источник японо-вьетнамских опасений.

Ситуация в японо-китайских отношениях в целом и в ЮВА в частности может и далее развиваться в неблагоприятном направлении по мере подключения министерства обороны Японии к процессу обеспечения национальных интересов. В текущем году Япония уже провела два совместных военных учения с Филиппинами – наиболее жёстким региональным оппонентом КНР.

С принятием 16 июля с.г. японским парламентом нового пакета законов в сфере обороны следует ожидать только усиления военного присутствия Японии в ЮВА.

Комментируя последние японские мероприятия в ЮВА как экономического, так и военного плана, обозреватель журнала American Interest не без основания заключает, что все они “имеют целью противостоять растущему китайскому влиянию в регионе”.

Автор: Владимир Терехов
Источник: Новое Восточное Обозрение


     


  Оценило статью: 3
 

Другие статьи по теме:
Австралия в современной региональной игре
Возобновление японо-китайских контактов и интересы России
Фабрика лжи начинает разваливаться
«Кубинский вопрос» как линия раскола между США и Латинской Америкой
Чавес готовится к войне



Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

 

 

Киев прокомментировал идею Трампа перенести переговоры из Минска
Место проведения заседаний Контактной группы по урегулированию конфликта в Донбассе не имеет ...

Американские стратегические бомбардировщики подлетели к границам Ленобласти
Стратегические бомбардировщики ВВС США B-52H с бортовыми номерами 61-0005 и 60-0012, способные ...

Политика: Турция пытается заставить Россию сдать важного союзника в Сирии
Россия и Турция, похоже, ведут переговоры о крупной сделке по поводу одного из районов Сирии. Речь ...

МОК «зарубил» заявки 111 российских спортсменов на Олимпиаду
Международный олимпийский комитет сократил пул российских спортсменов, которые могут быть допущены ...

Российские фигуристы завоевали серебро и бронзу ЧЕ в Москве
Российские фигуристы Дмитрий Алиев и Михаил Коляда стали серебряным и бронзовым призерами ...

G20, Аль-Каида, АльКаида, Америка, армия, Асад, Афганистан, банки, Ближний Восток, Бразилия, Вашингтон, Великобритания, Венесуэла, война, ВТО, выборы, газ, Газпром, Германия, Греция, грузия, деньги, дефолт, долг, доллар, Донбасс, евро, Европа, Европейский Союз, Евросоюз, Египет, ЕС, Запад, золото, ИГИЛ, Израиль, Индия, Ирак, Иран, исламисты, Италия, Йемен, Кавказ, Каддафи, Китай, Клинтон, коррупция, косово, крах, кризис, Крым, Латинская Америка, Ливия, майдан, МВФ, Медведев, Меркель, мигранты, НАТО, нефть, Новороссия, обама, общество, ООН, оппозиция, оружие, Пакистан, политика, Польша, порошенко, Птицын, Путин, референдум, реформа, Россия, рынок, саакашвили, санкции, Саудовская Аравия, Сербия, Сирия, СССР, США, Талибан, терроризм, торговля, Трамп, Турция, украина, финансы, Франция, ФРС, Хазин, ЦРУ, Чавес, экономика, Эрдоган, ющенко, янукович, Япония

Показать все теги


Copyright © 2009 - 2017 "Мы и Мир"
При перепечатке и цитировании материалов
ссылка на правообладателей обязательна
Rambler's Top100